Должностная инструкция библиотекаря
Должностная инструкция
БИБЛИОТЕКАРЯ
1. Общие положения
1.1 Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационных характеристик, заведующего библиотекой и библиотекаря, согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. №8 и направленных для руководства в работе письмом Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995 г. №58-М.
1.2 Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором школы.
1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных квалификационными требованиями по разрядам оплаты, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий в порядке исключения тарифицируются также, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
1.4 В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации "О культуре, образовании и библиотечном деле"; постановлением Правительства Российской Федерации, определяющим развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; Уставом и Правилами внутреннего распорядка школы; Положением о библиотеке общеобразовательного учреждения и настоящей Инструкцией.
2. Функции
2.1 Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.
2.2 Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования средствами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов.
2.3 Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4 Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
3. Должностные обязанности
Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:
3.1 Разрабатывает, утверждает, по мере необходимости вносит коррективы в Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой.
3.2 Составляет планы и отчеты работы структурного подразделения, ведет учет работы библиотеки.
3.3 Ведет и несет ответственность за достоверность библиотечной документации:
· инвентарной книги;
- книг суммарного учета документов;
- тетрадей учета аудио- видео-материалов и материалов временного хранения;
- дневников работы школьной библиотеки (абонемент и читальный зал);
- тетради замены утерянных читателями и принятых взамен книг;
- читательских формуляров;
- актов на поступление и списание документов;
- картотеки фонда учебников и учебных пособий.
3.4 На основе изучения состояния фонда и читательского спроса формирует библиотечный фонд в соответствии с образовательными программами общеобразовательного учреждения.
Комплектует фонд научно-познавательных и художественных документов, оказывая предпочтение справочникам, энциклопедиям, словарям и классической литературе.
Заказывает учебные и методические документы: прорабатывает перечень учебников Федерального, регионального, местного комплектов, оформляет заказ на учебники с подписями учителей и заместителя директора по учебно-воспитательной работе, контролирует поступление новых документов, пополняет фонд недостаточно количественно укомплектованных учебников.
При наличии средств пополняет фонд аудиовизуальными документами ( документами, содержащими изобразительную и/или звуковую и текстовую информацию, воспроизводимую с помощью технических средств).
3.5 Организует библиотечный фонд.
Осуществляет учет (поступление, выдача, выбытие) документов.
Организует техническую обработку полученных документов.
Обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов документов в сочетании с организацией для учащихся тематических и жанровых выставок.
Обеспечивает надлежащий контроль над выносом выданных читателям документов; предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе: проводит профилактические беседы с читателями, заготавливает закладки-напоминания о бережном отношении к документам, принимает меры для своевременного возврата документов и т.д.
Организует фонд особо ценных документов.
Согласно инструкции организует размещение и хранение учебников.
В часы для внутренней работы и в санитарные дни проверяет правильность расстановки фонда, осуществляет просмотр документов для выявления устаревших, утративших научно-познавательную ценность и не используемых читателями, а также ветхих документов и нуждающихся в ремонте и реставрации.
Проводит периодические проверки фонда, согласно приказу, подписанному директором учреждения.
Обеспечивает требуемый режим хранения и физической сохранности библиотечного фонда, принимает меры противопожарной безопасности.
3.6 Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание на абонементе, в читальном зале. в классах и учебных кабинетах образовательного учреждения.
Изучает читательские интересы: индивидуальные беседы, анкетирование.
Проводит анализ читательских формуляров.
3.7 Организует, ведет, редактирует и несет ответственность за справочно-библиографический аппарат на традиционных носителях с учетом возрастных особенностей читателей, организует справочно-информационный фонд.
3.8 Способствует популяризации лучших образцов документов с помощью индивидуальных, групповых и массовых форм работы: бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг, викторин и т.д.
3.9 Обеспечивает знакомство читателей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, расстановкой фонда, справочно-библиографическим аппаратом, структурой и оформлением книги, справочными документами и т.д.
3.10 Обеспечивает библиотеку оборудованием, орудиями производства, библиотечной техникой; организует современный интерьер, отвечает за художественно-оформительское обеспечение библиотеки. Создает благоприятные условия для обслуживания читателей.
3.11 При наличии компьютера внедряет новые информационные технологии.
3.12 Обеспечивает в библиотеке соответствующий санитарно-гигиенический режим.
3.13.Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.
4. Права
Библиотекарь имеет право:
4.1 Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.
4.2 Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.
4.3 Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности, а также на периодическое повышение квалификации.
4.4 На защиту профессиональной чести и достоинства.
4.5 На представление к различным формам поощрения и наградам; знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
4.6 Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.
4.7 Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
4.8 Знакомиться с изменениями, вносимыми в ег должностную инструкцию. и реагировать на них.
4.9.Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию и текущему ремонту оборудования в помещениях библиотеки.
5. Ответственность
5.1 За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.
5.2 За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.3.Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.
6. Взаимоотношения. Связи по должности.
Библиотекарь:
6.1 Работает по графику, составленному исходя из 18-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы по представлению зам.директора по УВР;
6.2 Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3 Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.
6.4 Самостоятельно планирует работу библиотеки на каждый учебный год. План и отчет о его работе утверждаются директором.
6.5.Может привлекаться по распоряжению зам.директора школы по УВР к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.