Должностная инструкция учителя
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» г. Краснослободска
Должностная инструкция учителя
1.Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе квалификационной характери-стики учителя образовательного учреждения, утвержденной Приказом Министерства здра-воохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития Рос-сии) от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справоч-ника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Настоящая инструкция является ти-повой, и ее действие распространяется на всех учителей гимназии.
1.2. Учитель назначается и освобождается от должности приказом директором ОУ.
1.3. Учитель подчиняется непосредственно заместителю директо¬ра по учебно-воспитательной работе (ответственному за учебно-воспитательную работу).
1.4. В своей деятельности учитель руководствуется Конституцией и законами Российской Фе-дерации, Законом об образовании, правовыми актами, указами Президента Российской Фе-дерации, решениями Правительства Российской Федераций и органов управления власти Волгоградской области и Среднеахтубинского района по вопросам образования и воспита-ния обучающихся; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противо-пожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами гимназии (в том чис-ле Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом).
1.5. Учитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
2.Требования к квалификации.
2.1. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по на-правлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей пре-подаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы,
2.2. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и до-полнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образова-тельном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
3.Должен знать:
3.1. приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
3.2. законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятель-ность;
3.3. Конвенцию о правах ребенка;
3.4. основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогиче-ских, научно-методических и организационно-управленческих задач;
3.5. педагогику, психологию, возрастную физиологию;
3.6. школьную гигиену;
3.7. методику преподавания предмета и внеурочных занятий ( в том числе отвечающим требо-ваниям ФГОС НОО и ООО);
3.8. программы и учебники по преподаваемому предмету;
3.9. методику воспитательной работы;
3.10. требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним;
3.11. средства обучения и их дидактические возможности;
3.12. основы научной организации труда;
3.13. нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи;
3.14. теорию и методы управления образовательными системами;
3.15. современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обуче-ния, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;
3.16. методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающи-мися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
3.17. технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разреше-ния;
3.18. основы экологии, экономики, социологии;
3.19. трудовое законодательство;
3.20. основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной по-чтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
3.21. правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
3.22. правила по охране труда и пожарной безопасности;
3.23. требования ФГОС НОО и ООО и рекомендации по их реализации в ОУ.
4.Должностные обязанности
4.1. Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует фор-мированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения об-разовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
4.2. Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
4.3. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психоло-гической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных инфор-мационных технологий и методик обучения.
4.4. Планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивает ее выполнение, организуя и поддерживая разнообразные виды деятельности обучающихся, ориентируясь на личность обучающегося, развитие его мотивации, познавательных интересов, способностей, организует самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую, реализует проблемное обучение, осуществляет связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждает с обучающимися актуальные события современности.
4.5. Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образо-вательных цензов).
4.6. Оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, про-грамме), учитывая освоение знаний, овладение умениями, развитие опыта творческой дея-тельности, познавательного интереса обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.
4.7. Соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.
4.8. Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся).
4.9. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.
4.10. Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учрежде-ния, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.
4.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного про-цесса.
4.12. Осуществляет связь с родителями (лицами, их заменяющими). Своевременно доводит до родителей информацию о состоянии учебной деятельности. Посещает родительские собрания в классах, участвует в мероприятиях ОУ для родителей, проводит их индивидуальное консультирование.
4.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. Организует безопасные условия труда и учебы во время образовательного процесса в кабинете и во время перемен, перерывов в учебных занятиях на при¬легающих к нему рекреационных участках. Обеспе-чивает безопасность обучающихся во время проведе¬ния учебных экскурсий, поездок и т. д. В случае необходи¬мости пресекает нарушения обучающимися дисциплины, безопасного труда и учебы, правил поведения в ОУ.
4.14. Выполняет график дежурства учителей на переменах.
4.15. Участвует в рамках образовательной деятельности в реализации государственных нор-мативных актов, касаю¬щихся федерального, регионального и территориального ре-гулирования вопросов образования.
4.16. Выполняет требования, заложенные в организационных и распорядительных докумен-тах, подчиняется реше¬ниям педагогического совета и администрации и вы¬полняет их. Со-блюдает требования к ведению учебно-педагогической документации.
4.17. Соблюдает финансовую дисциплину в учреждении, своевре¬менно оформляет докумен-тацию, являющуюся подтверждени¬ем использования бюджетных средств. Участвует в реа-лизации платных дополнительных услуг, предоставляемых в ОУ, выполняя нормативные требо¬вания учреждения. Соблюдает финансовую дисциплину в рамках отчетности ОУ.
4.18. Соблюдает нормы и правила поведения в столовой. Выполняет график дежурства учителей в столовой. В случае необходимости пресекает нарушения обучающимися правил поведения
4.19. Соблюдает требования ОУ к медицинскому обслужива¬нию обучающихся, организаци-онно поддерживает проведение диспансеризации, медицинских обследований и прививок обучающихся. Поддерживает связь с медицинскими работниками по вопросам состояния здоровья обучающихся. Своевременно докладывает администрации о заболеваниях обу-чающихся.
4.20. Соблюдает требования к выполнению санитарно-гигиеничес¬кого, воздушного и свето-вого режима во время занятий с обучающимися. Организовывает поддержание порядка в помещении, где учитель проводит занятия с обучающимися.
4.21. Соблюдает требования ОУ к сохранности помещений. Следит за сохранностью оборудо-вания в кабинетах.
4.22. Соблюдает законодательство о труде в части определения норм трудовых отношений в ОУ и непосредствен¬ной подчиненности по должности
4.23. Выполняет требования к повышению своей квалификации не реже 1 раза в 5 лет. Участ-вует в системе повышения квалификации педагогических работников в ОУ в соответствии с утвержденным планом
4.24. Соблюдает правила пользования библиотекой ОУ. Участвует в составлении заказа на приобретение учебников, пособий и художественной литературы. Совместно с библиотечными работниками осуществляет работу по сохранению библиотечного фонда ОУ.
4.25. Участвует в реализации системы методической деятельности ОУ через работу по общешкольной методической теме, теме методического объединения и индивидуальной траектории повышения методического мастерства. Участвует в работе районных и школьных методических объединений.
4.26. Участвует в экспериментальной деятельности ОУ. Соблюдает требования к ведению опытно-экспериментальных направлений образовательного процесса в ОУ.
4.27. Участвует в организации приема обучающихся в ОУ. Выполняет требования сохранно-сти контингента обучающихся в классах, где работает учитель.
4.28. Выполняет требования ОУ при формировании классов и групп обучающихся.
4.29. Неукоснительно соблюдает расписание учебных занятий в ОУ. Строго соблюдает график работы ОУ в период начала и окончания учебного периода. Выполняет график работы на каникулах.
4.30. Выполняет учебный план ОУ по предмету.
4.31. Отвечает за выбор учебных программ и их соответствие возрастным особенностям уча-щихся и требованиям ОУ. Реализовывает учебный план по предмету в соответствии с ут-вержденным в ОУ учебно-методическим комплектом. Осуществляет календарное, тематическое и текущее планирование реализации программного материала.
4.32. Заменяет на уроках временно отсутствующих учителей по распоряжению заместителя директора гимназии по учебно-воспитательной работе (ответственного за учебно-воспитательную работу).
4.33. Предоставляет обязательную в ОУ информацию о ходе и итогах реализации образова-тельных программ по предмету. Отвечает за обеспечение качественной и своевременной аттестации обучающихся по предмету, выполняя требования к текущей аттестации, графику проведения контрольных работ, требования к организации рубежной аттестации.
4.34. После окончания занятий участвует в проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
4.35. Обеспечивает учебный процесс по предмету с обучающимися, перешедшими на семейную, экстернатную форму обучения. Проводит индивидуальные занятия по предмету с обучающимися
4.36. Участвует в организации внеурочной деятельности по предмету. Соблюдает расписание внеурочной деятельности
4.37. Участвует в организации социально-воспитательной деятельности в ОУ.
4.38. Участвует в организации и проведении внеурочных и внешкольных мероприятий в классах, в которых учитель пре¬подает предмет.
4.39. Осуществляет урочную и внеурочную деятельность в оперативном взаимодействии с классными руководителями и учителя¬ми других предметов
4.40. Взаимодействует с психологической службой ОУ. Соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе РФ «Об образовании», Конвенции ООН о правах ребенка, уважает достоинство личности обучающихся. Сочетает фронтальные, дифференцированные и индивидуальные формы работы во взаимодействии с обучающимися. Проводит индивидуальные консультации с обучающимися. Взаимодействует с родителями обучающих-ся по вопросам организации, реализации и результативности образовательной дея-тельности их детей.
4.41. Соблюдает перспективный и календарный план деятельности ОУ.
4.42. Участвует в составлении аналитических документов ОУ, своевременно предоставляя информационно-аналитические материалы по качеству организации УВП в классах, по ре-зультатам обучения
4.43. В своей деятельности подчиняется директору ОУ и заместителям директора ОУ. Координирует свою деятельность с председателем методического объединения учителей.
4.44. Отчитывается о результатах своей работы директору, заместителю директора по УВР, председателю методического объединения.
4.45. Участвует в работе педагогического совета ОУ. Взаимодействует с органами общест-венно-профессиональ¬ного управления: с аттестационной, наградной, конфликтной, тари-фикационной, методической и другими комиссиями (советами).
4.46. Участвует в подготовке ОУ к проведению аттестации и лицензирования. По согласова-нию с администрацией предоставляет необходимые материалы о результатах своей дея-тельности при проверке деятельности ОУ вышестоящими органами. Подчиняется плану проведения внутришкольного контроля в ОУ.
4.47. Участвует в обсуждении итогов проведения внутришкольного контроля
5.Права
5.1. Быть своевременно ознакомленным с государственными нормативно-правовыми актами, регулирующими образовательную деятельность. Быть ознакомленным с содержанием ор-ганизационных и рас¬порядительных документов ОУ, решениями педагогического совета и администрации ОУ. Быть ознакомленным с требованиями к ведению учебно-педа-гогической документации в ОУ.
5.2. Быть ознакомленным с основными требованиями финансовой дисциплины в ОУ, на свое-временную и в полном объеме оплату произведенной работы
5.3. Быть ознакомленным с нормативно-правовыми актами ОУ по организации платных дополнительных услуг. Согласно договорам имеет право на оплату своей деятельности, оказанной в рамках дополнительных услуг.
5.4. Быть ознакомленным с требованиями законодательства о тру¬де и нормативно-правовыми актами ОУ в части опреде¬ления норм трудовых отношений в ОУ и непосредственной под-чиненности по должности.
5.5. Быть ознакомленным с требованиями к состоянию учебных по¬мещений во время учебных занятий, с перечнем оборудова¬ния, находящегося в учебном помещении.
5.6. Аттестоваться на присвоение квалификационной категории в порядке, установленном го-сударственными нормативно-правовыми актами и в соответствии с «Положением об аттестации педагогических и руководящих кадров в ОУ». Бесплатно повышать квалификацию 1 раз в 5 лет. Быть ознакомленным с требованиями к наградным документам.
5.7. Участвовать в обсуждении учебного плана ОУ. Свободно выбирать программы и методи-ческое обеспечение образовательного процесса.
5.8. Пользоваться методической поддержкой педагогов ОУ, методистов районного методического центра.
5.9. Участвовать в обсуждении вопросов организации приема обучающихся, формирования классов и групп. На преемственность и стабильность в процессе расстановки педагогиче-ских кадров.
5.10. Выбирать адекватные педагогические технологии в процессе реализации образовательных программ по предмету. Быть ознакомленным с требованиями к проведению текущей, рубежной, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
5.11. На защиту своей чести и достоинства.
5.12. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения;
5.13. Защищать свои интересы самостоятельно или через представителя, в том числе адвоката, в случае дисциплинарного расследования или служебного расследования, связанного с нарушением учителем норм профессиональной этики;
5.14. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законом
5.15. На участие в работе коллегиальных органов общественно-профессионального управления, связанных с решением вопросов реализации образовательной деятельности.
5.16. На участие в обсуждении стратегических вопросов развития ОУ, анализа и планирования деятельности ОУ. Быть избранным в органы общественно-профессионального управления ОУ.
5.17. Быть ознакомленным с требованиями, предъявляемыми к ОУ в период его лицензиро-вания, аттестации и аккредитации. Быть ознакомленным с требованиями, предъявляемы-ми к учителю при проверке деятельности ОУ вышестоящими органами управления образования и с результатами этой проверки. Быть ознакомленным с планом внутришкольного контроля, целями проверки и диагностики; на участие в обсуждении результатов про-веденного внутришкольного контроля.
6.Ответственность
6.1. За реализацию государственных нормативных актов, касающихся федерального, регионального и территориального регулирования вопросов образования (в рамках компетенции)
6.2. За выполнение устава и распорядительных документов ОУ, решений педагогического совета и администрации ОУ (в рамках компетенции и порученных действий)
6.3. За соблюдение требований к ведению и своевременное оформление следующей документа-ции ОУ: классные журналы, журналы индивидуально-групповых, кружковых и факультативных занятий, дневники обучающихся.
6.4. За качественное преподавание предмета, проведение занятий.
6.5. За соблюдение учебного плана ОУ по предмету, за выбор учебных программ и их соответствие возрастным особенностям учащихся и требованиям ОУ.
6.6. За соблюдение сроков реализации программ, за невыполнение программы, за неполную выдачу часов учебного плана;
6.7. За качественную реализацию экспериментально-апробируемых программ и учебников ( в том числе соответствующих ФГОС НОО и ООО) .
6.8. За соблюдение законодательства о труде и нормативно-пра¬вовых актов ОУ в части опреде-ления норм трудовых отношений и непосредственной подчиненности по должности
6.9. За поддержание порядка в помещении, где проводятся занятия с обучающимися; за использование оборудования.
6.10. За своевременность прохождения аттестации на присвоение квалификационной категории. (В случае нарушения сроков аттестации учителю понижается разряд оплаты труда.)
6.11. За повышение своей квалификации и своевременное предо¬ставление документов уста-новленного образца.
6.12. За создание обстановки, приведшей к уменьшению континген¬та обучающихся по вине учителя.
6.13. За организацию перегрузки обучающихся по своему предмету.
6.14. За выполнение расписания и графиков контроля знаний обучающихся.
6.15. За качество реализации образовательных программ по предмету и выполнение требований государственного стандарта.
6.16. За своевременное и реальное предоставление обязательной в ОУ информации о ходе и итогах реализации образовательных программ по предмету.
6.17. За подготовку и проведение качественной и своевременной аттестации обучающихся по предмету.
6.18. За соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучаю¬щихся, родителей обучаю-щихся и лиц, их заменяющих. За соблюдение плана работы ОУ (в рамках своего функ-ционала).
6.19. За выполнение своих функциональных обязанностей в рамках взаимодействия в структуре управления ОУ.
6.20. Жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса.
6.21. За соблюдение финансовой отчетности и финансовой дисциплины в учреждении (в рамках компетенции)
6.22. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также совершение иного аморального проступка, учитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образова-нии». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
6.23. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с ис-полнением (неисполнение) своих должностных обязанностей учитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
7.Взаимоотношения. Связи по должности.
7.1. работает в режиме выполнения объема установленной ему учебной нагрузки в соответствии с расписанием учебных занятий, участия в обязательных плановых общешкольных мероприятиях и самопланирования обязательной деятельности, на которую не установлены нормы выработки;
7.2. в период каникул, не совпадающий с отпуском, привлекается администрацией гимназии к педагогической, методической или организационной работе в пределах времени, не превышающего учебной нагрузки до начала каникул. График работы учителя в каникулы утверждается приказом директора гимназии;
7.3. заменяет в установленном порядке временно отсутствующих учителей на условиях почасовой оплаты и по тарификации (в зависимости от срока замены);
7.4. заменяется, на период временного отсутствия, учителями той же специальности или учителями, имеющими отставание по учебному плану в преподавании своего предмета в данном классе
7.5. получает от администрации гимназии материалы нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;
7.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками гимназии;